5 советов для успешного прохождения информационного собеседования.
Возможно, это потому, что само название вызывает в Вашем воображении образы карьерных консультантов из Вашего ВУЗа. Или может, это обусловлено тем фактом, что большинство из нас были только в роли интервьюируемого, но не интервьюера. В любом случае, информационные собеседования представляют собой один из самых труднопреодолимых аспектов поиска работы.
Но, как говорится, информация – это сила, и информационные собеседования могут существенно помочь в получении информации об отрасли или компании, в которую Вы намереваетесь устроиться. Не говоря уже о том, что это прекрасный способ наладить деловые контакты в своей сфере деятельности.
Поэтому не допускайте того, чтобы страх перед неизвестностью вставал на Вашем пути. Представляю Вашему вниманию советы, которые помогут извлечь максимальную выгоду из информационных собеседований и избавиться от чувства неловкости во время их проведения.
1. Не бойтесь задавать вопросы.
Неважно, просите Вы провести информационное собеседование хорошего знакомого или абсолютного незнакомца, это всегда немного смущает.
Но помните, что большинству людей льстит подобная просьба, ведь всем нравится чувствовать себя значимым! Поэтому не думайте так, будто Вы навязываетесь, лучше представьте себя корреспондентом, который берет интервью у специалиста.
Отправьте человеку доброжелательное, лаконичное письмо на электронную почту, где содержится вся суть вопроса. Можно попробовать так: «Я подумываю сменить карьеру и хотел бы узнать подробнее о Вашем опыте». Также не будет лишним комплимент по поводу профессиональных успехов данного человека («...учитывая, что у Вас такой богатый опыт в сфере маркетинга»).
2. Найдите необходимую информацию.
Я сам пару раз проводил информационное собеседование и могу сказать, что ничто не разочаровывает так, как неподготовленный интервьюируемый. Помните, что человек, проводящий собеседование, выделил для Вас свое драгоценное время из плотного графика, поэтому перед собеседованием постарайтесь узнать, как можно больше необходимой информации.
Выделите несколько ключевых факторов о компании и нынешнем или предыдущем работодателе, попробуйте найти сведения о написанных им статьях или проведенных им собеседованиях и постарайтесь определить сходства между Вами и им. Если Вы хорошо подготовитесь, Ваш интервьюер будет не только впечатлен проделанной Вами работой, но и польщен тем, что Вы потратили такое количество времени, чтобы узнать о нем подробнее. А это всегда отличный способ начать разговор.
3. Подготовьте свои вопросы.
Лучшие собеседования, информационные или какие-либо другие, это те, которые похожи на непринужденную беседу. Но непринужденная беседа получится только при условии, что Вы хорошо к ней подготовитесь.
Итак, приготовьте блокнот с двумя списками вопросов: один стандартный и один более неформальный. В стандартном списке должны быть такие вопросы, как «Как выглядит стандартный рабочий день?» и «Каковы самые большие сложности в Вашей работе?». В категорию неформальных вопросов включите более оригинальные вопросы, такие как «Какова Ваша первая мысль, когда Вы просыпаетесь на работу?» или «Кто оказал наибольшее влияние на Вашу карьеру?».
Необязательно задавать все вопросы из обоих списков, но определенный набор вопросов позволит Вам поддерживать разговор, основываясь на реакции интервьюера. Например, если при вопросе о «стандартном рабочем дне» он закатывает глаза, перейдите к чему-то менее банальному и посмотрите, как он отреагирует.
Направив разговор в правильное русло, Вам обоим будет легче поддерживать его, задавая друг другу вопросы.
4. Будьте кратки.
Даже если у Вас есть куча полезной информации, и Вы не хотите, чтобы ваша беседа заканчивалась, важно уважать время Вашего интервьюера. Поэтому наденьте часы. Несмотря на вездесущие смартфоны, мне совсем не нравится, когда в рабочей обстановке кто-то поглядывает на телефон во время разговора.
Когда по плану до окончания вашей встречи останется 10 минут, невзначай скажите, что Вы «цените время» своего собеседника, и объявите, сколько времени осталось. Это даст возможность либо продолжить разговор, либо плавно перейти к прощанию. В любом случае, интервьюер по достоинству оценит то, что Вы уважаете его время и профессионализм, что является прекрасным вариантом завершения собеседования.
5. Укрепите свое общение.
Одна из грубейших ошибок соискателей заключается в том, что в случае с информационным собеседованием они забывают о последующих мероприятиях.
Помните: всегда отправляйте благодарственное письмо. Всегда. Ваш собеседник не должен догадываться о том, насколько Вы оценили потраченное им время, выделенное на то, чтобы поделиться с Вами приобретенными знаниями и опытом. Никогда не знаешь, какие двери он может однажды открыть для Вас.
Несмотря на то, что получить бумажное благодарственное письмо очень приятно, электронное письмо является правилом хорошего тона. Для получения дополнительных бонусов найдите статью, касающуюся обсуждаемой вами темы, и приложите ссылку к благодарственному письму, отметив, что этот разговор воодушевил Вас на прочтение этой статьи.
Выразив свою признательность, Вы не только убедите интервьюера в том, что он оказал на Вас благотворное влияние, но и откроете себе двери для развития взаимоотношений в дальнейшем.
Вот и все, что Вам необходимо знать. А теперь не теряйте время даром и поищите возможность сходить на собеседование.
Используйте LinkedIn, Facebook, Twitter, подключите своих друзей и родственников и не стесняйтесь просить провести собеседование тех, кто Вам интересен. И помните, чем больше у Вас будет информационных собеседований, тем комфортнее Вы будете себя на них чувствовать.